MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01D8B87A.8953A1B0" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный браузер или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Скачайте браузер, поддерживающий веб-архивы, например Windows® Internet Explorer®. ------=_NextPart_01D8B87A.8953A1B0 Content-Location: file:///C:/1F38CE69/file6553.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="windows-1251"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерац=
ии
Принят Государственной
Думой &nbs=
p; &=
nbsp;
3 июля 1998 года
Одобрен Советом
Федерации =
&nb=
sp;
9 июля 1998 года
(В редакции федеральных законов
от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-Ф=
З,
от 21.12.2004 № 170-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-Ф=
З,
от 30.06.2007 № 120-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-Ф=
З,
от 28.04.2009 № 71-ФЗ, от 03.06.2009 № 118-ФЗ,
от 17.12.2009 № 326-ФЗ, от 21.07.2011 № 252-Ф=
З,
от 03.12.2011 № 377-ФЗ, от 03.12.2011 № 378-Ф=
З,
от 05.04.2013 № 58-ФЗ, от 29.06.2013 № 135-ФЗ,
от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-Ф=
З,
от 02.12.2013 № 328-ФЗ, от 29.06.2015 № 179-Ф=
З,
от 13.07.2015 № 239-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-Ф=
З,
от 28.12.2016 № 465-ФЗ, от 18.04.2018 № 85-ФЗ,
от 04.06.2018 № 136-ФЗ, от 27.12.2018 № 562-Ф=
З,
от 16.10.2019 № 336-ФЗ, от 27.12.2019 № 514-Ф=
З,
от 08.06.2020 № 178-ФЗ, от 31.07.2020 № 303-Ф=
З,
от 05.04.2021 № 77-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ,
от 14.07.2022 № 262-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии =
прав
и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для
реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и
исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в
обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности,
воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственно=
сти.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном
законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следую=
щие
понятия:
ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет
(совершеннолетия);
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие
недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы
вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных
катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных
переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы
насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных
колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с
девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях
воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода
(специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дет=
и,
жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся
обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи; (В редакции федеральных з=
аконов
от 30.06.2007 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-Ф=
З,
от 08.06.2020 № 178-ФЗ)
социальная адаптация ребенка - процесс активного
приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принят=
ым в
обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последств=
ий
психологической или моральной травмы;
социальная реабилитация ребенка - мероприятия по
восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению
среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
социальные службы для детей - организации независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприят=
ия
по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и
материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социаль=
ной
реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению
занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также
граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательс=
кую
деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей; (В редакции
федеральных законов от 21.12.2004 № 170-ФЗ;
от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 28.11.2015 № 358-Ф=
З)
социальная инфраструктура для детей - система объектов
(зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а т=
акже
организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,
которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и
деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни,
охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей,
удовлетворения их общественных потребностей; (В редакции федеральных законов
от 21.12.2004 № 170-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-Ф=
З;
от 28.11.2015 № 358-ФЗ)
отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприяти=
й,
направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление =
их
здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой,
спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни,
соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей
среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических
требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей; =
span>(Дополнение
абзацем - Федеральный закон от 21.12.2004 № 170-ФЗ) (В
редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 328-ФЗ)<=
/span>
организации отдыха детей и их
оздоровления - организации (независимо от их организационно-правовых ф=
орм)
сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарно=
го
типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по
организации отдыха и оздоровления детей (организации отдыха детей и их
оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря,
организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию
отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или
дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточ=
ного
типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различ=
ной
тематической направленности). В целях настоящего Федерального закона к
организациям отдыха детей и их оздоровления приравниваются индивидуальные
предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления де=
тей,
в случае соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом=
; (Дополнение
абзацем - Федеральный закон от 21.12.2004 № 170-ФЗ) (В
редакции Федерального закона от 16.10.2019 № 336-ФЗ)<=
/span>
ночное время - время с 22 до 6 часов местного времени; =
(Дополнение
абзацем - Федеральный закон от 28.04.2009 № 71-ФЗ)
торговля детьми - купля-продажа несовершеннолетнего, ин=
ые
сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершенные в целях его
эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение; <=
/span>(Дополнение
абзацем - Федеральный закон от 05.04.2013 № 58-ФЗ)
эксплуатация детей - использование занятия проституцией
несовершеннолетними и иные формы их сексуальной эксплуатации, рабский труд
(услуги) несовершеннолетних, подневольное состояние несовершеннолетних,
незаконное изъятие у несовершеннолетних органов и (или) тканей, незаконное
усыновление (удочерение) несовершеннолетнего из корыстных побуждений; (Дополнение
абзацем - Федеральный закон от 05.04.2013 № 58-ФЗ)
жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей -
несовершеннолетний, пострадавший от торговли детьми и (или) эксплуатации де=
тей,
в том числе вовлеченный в торговлю детьми и (или) подвергаемый эксплуатации
независимо от наличия или отсутствия его согласия на осуществление действий,
связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей. (Дополнение
абзацем - Федеральный закон от 05.04.2013 № 58-ФЗ)
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным
законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающи=
е в
связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в
Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об осно=
вных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях =
прав
ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федер=
ации
и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также зак=
онов
и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области
защиты прав и законных интересов ребенка.
Статья 4. Цели государственной политики в интересах дет=
ей
1. Целями государственной политики в интересах детей яв=
ляются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гара=
нтий
прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях
нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому,
духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и
гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества=
и в
соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и
федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации,
достижениями российской и мировой культуры;
защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическо=
е,
интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
2. Государственная политика в интересах детей является
приоритетной и основана на следующих принципах: <=
span
style=3D'font-size:13.5pt;line-height:125%'>(В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
законодательное обеспечение прав ребенка;
поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, от=
дыха
и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в
обществе; (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
от 21.12.2004 № 170-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-Ф=
З)
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за
нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; <=
span
class=3Dmark>(В редакции
Федерального закона от 05.04.2013 № 58-ФЗ)
поддержка общественных объединений и иных организаций,
осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. =
span>(В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 5. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации
1. К полномочиям органов государственной власти Российс=
кой
Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации
относятся:
установление основ федеральной политики в интересах детей;
выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению п=
рав
и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
формирование и реализация федеральных целевых программ защиты
прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение
таких программ органов, учреждений и организаций;
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и
законных интересов ребенка;
исполнение международных обязательств Российской Федерации и
представительство интересов Российской Федерации в международных организаци=
ях
по вопросам защиты прав ребенка;
установление основ государственного регулирования. (Дополнение
абзацем - Федеральный закон от 28.12.2016 № 465-ФЗ)&nbs=
p;(В
редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)<=
/span>
2. К полномочиям органов государственной власти субъект=
ов
Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Фе=
дерации
относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение
вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и дете=
й,
оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в
федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных дет=
ей,
детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за
исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и
утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов
передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках
осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными
группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления,
размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в сети "Интернет". (В редакции федеральных законов
от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 17.12.2009 № 326-Ф=
З;
от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 18.04.2018 № 85-ФЗ=
)
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА=
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в
Российской Федерации
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством
права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российс=
кой
Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права,
международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным закон=
ом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормати=
вными
правовыми актами Российской Федерации.
Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его =
прав
и законных интересов
1. Органы государственной власти Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные л=
ица
указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в
реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка=
и в
пределах установленного законодательством Российской Федерации объема
дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных
правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с
ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав,
установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством
поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правопримене=
ния
в области защиты прав и законных интересов ребенка. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют е=
му в
осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту=
его
прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах
установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности
ребенка.
3. Педагогические, медицинские, социальные работники,
психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию,
обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию
ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут
участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в
мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в
государственных органах и органах местного самоуправления. (В редакции
Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
4. Общественные объединения (организации) и иные
некоммерческие организации, в том числе российское движен=
ие
детей и молодежи, могут осуществлять деятельность по подготовке
ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей. <=
span
class=3Dmarkx> (В ре=
дакции
федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ,
от 14.07.2022 № 262-ФЗ)
Статья 8.
(Статья утратила силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении
деятельности в области его образования
1. При осуществлении деятельности в области образования
ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельно=
сть,
не могут ущемляться права ребенка.
2. Органы управления организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию по инициати=
ве
обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающих=
ся,
за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваем=
ых
политическими партиями, детских религиозных организаций.
3. Обучающиеся организаций, осуществляющих образователь=
ную
деятельность, за исключением обучающихся по образовательным программам
дошкольного и начального общего образования, вправе самостоятельно или через
своих выборных представителей обращаться в комиссию по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений.
(Статья в редакции Федерального закона
от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских
организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы
здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной
медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику,
диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение,
медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими
заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. (В редакции Федерального закона=
от 25.11.2013 № 317-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфе=
ре
профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости
(Наименование в редакции Федерального закона
от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
1. В соответствии с законодательством Российской Федера=
ции
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют
мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального
обучения детей, достигших возраста 14 лет. (В редакции федеральных законов
от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-Ф=
З)
2. В случае приема на работу детей, достигших возраста =
15
лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное раб=
очее
время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещен=
ии
работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотр=
а,
квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового догово=
ра
(контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской
Федерации.
Статья 12. Обеспечение прав детей на отдых и оздоровлен=
ие
1. В целях повышения качества и безопасности отдыха и
оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполни=
тельной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в
пределах своих полномочий принимают меры:
по принятию нормативных правовых актов, регулирующих
деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;
по созданию безопасных условий пребывания в организациях отд=
ыха
детей и их оздоровления;
по обеспечению максимальной доступности услуг организаций от=
дыха
детей и их оздоровления;
по контролю за соблюдением требований законодательства в сфе=
ре
организации отдыха и оздоровления детей;
по созданию условий для организации воспита=
ния
детей в организациях отдыха детей и их оздоровления. (Допо=
лнение
абзацем - Федеральный закон от 14.07.2022 № 262-ФЗ)=
span>
2. В целях повышения качества и
безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их
оздоровления обязана:
создавать безопасные условия пребывания в н=
ей
детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей=
и
их оздоровления), присмотра и ухода за детьми; обеспечивать их содержание и
питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в пе=
риод
их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в случае
проведения в природной среде следующих мероприятий с участием детей:
прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, э=
кспедиций,
слетов и иных аналогичных мероприятий; обеспечивать соблюдение требований о
медицинских осмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления,
требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной
безопасности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в
местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключе=
ния
о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их
оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям;
представлять сведения о своей деятельности в
уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
сфере организации отдыха и оздоровления детей для включения в реестр
организаций отдыха детей и их оздоровления;
исполнять иные обязанности, установленные
законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции Федерального закона
от 16.10.2019 № 336-ФЗ)
21=
. Организации,
не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе
оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.<=
span
class=3Dmark> (Допол=
нение
пунктом - Федеральный закон от 16.10.2019 № 336-ФЗ)=
span>
3. Общественный контроль за реализацией мероприятий по
обеспечению отдыха и оздоровления детей осуществляется гражданами,
общественными и иными организациями в соответствии с Федеральным законом
от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ "Об основах
общественного контроля в Российской Федерации". Федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления в пределах установленной компете=
нции
оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в
осуществлении общественного контроля в сфере защиты прав детей на отдых и
оздоровление.
4. Обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам
организации отдыха и оздоровления детей, направляемые в органы государствен=
ной
власти субъектов Российской Федерации в письменной форме или в форме
электронных документов, и ответы указанных органов на эти обращения по
требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах этих органов=
в
сети "Интернет". Размещенные на официальных сайтах органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сети
"Интернет" обращения и ответы на эти обращения не должны содержать
персональные данные заявителей и детей. Законодательством субъекта Российск=
ой
Федерации могут устанавливаться положения, предусматривающие сокращенные ср=
оки
рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организац=
ии
отдыха и оздоровления детей, а также иные положения, дополняющие гарантии п=
рава
граждан на обращение, установленные Федеральным законом о=
т 2 мая
2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обраще=
ний
граждан Российской Федерации". (Дополнение пунктом -
Федеральный закон от 18.04.2018 № 85-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона
от 28.12.2016 № 465-ФЗ)
Статья 121. Полномочия федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местн=
ого
самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей
1. К полномочиям федерального органа исполнительной вла=
сти,
уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере организации от=
дыха
и оздоровления детей относятся:
разработка и реализация основ государственной политики в сфе=
ре
организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их
жизни и здоровья;
координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей и взаимодействие с о=
рганами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями отдыха детей и их оздоровления;
утверждение примерных положений об организациях отдыха детей=
и
их оздоровления;
издание методических рекомендаций по обеспечению организации
отдыха и оздоровления детей;
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон
от 16.10.2019 № 336-ФЗ)
утверждение примерной формы договора об организации отдыха и
оздоровления ребенка; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 18.0=
4.2018 № 85-ФЗ)
установление общих принципов формирования и
ведения реестров организаций отдыха детей и их оздоровления, разработка и
утверждение типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления; (Допол=
нение
абзацем - Федеральный закон от 16.10.2019 № 336-ФЗ)=
span>
установление совместно с федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в
сфере государственного регулирования туристской деятельности, общих требова=
ний
к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участи=
ем
детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов:
прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных меропр=
иятий
с участием организованных групп детей, проводимых организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей =
и их
оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной
власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий.<=
/span> (Допол=
нение
абзацем - Федеральный закон от 16.10.2019 № 336-ФЗ)=
span>
2. К полномочиям уполномоченного органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отд=
ыха
и оздоровления детей относятся:
реализация на территории субъекта Российской
Федерации основ государственной политики в сфере организации отдыха и
оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;=
span>
установление порядка формирования и ведения
реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории субъекта
Российской Федерации, проверка сведений, представленных организациями отдыха
детей и их оздоровления для включения таких организаций в указанный реестр в
соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций
отдыха детей и их оздоровления;
формирование и ведение реестра организаций
отдыха детей и их оздоровления, а также его размещение на официальном сайте
этого органа в сети "Интернет";
осуществление в пределах своих полномочий
регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью,
актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их
оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровл=
ения; (В ред=
акции
Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
обеспечение координации деятельности органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих
государственный контроль (надзор) в сфере образования, территориальных орга=
нов
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный
государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства=
и
иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федераль=
ный
государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей,
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор),
федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный
контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности, а также
обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, органов местного
самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей, общественных
организаций и объединений; (В редакции Федерального =
закона
от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
взаимодействие с органами исполнительной вл=
асти
иных субъектов Российской Федерации в случае направления детей в организации
отдыха детей и их оздоровления, находящиеся за пределами территории данного
субъекта Российской Федерации;
организационное сопровождение деятельности =
межведомственной
комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;=
(Допол=
нение
абзацем - Федеральный закон от 27.12.2019 № 514-ФЗ)=
span>
рассмотрение предложений межведомственной
комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей об исключении
организаций отдыха детей и их оздоровления из реестра организаций отдыха де=
тей
и их оздоровления. (Дополнение абзацем - Федеральный закон
от 27.12.2019 № 514-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона
от 16.10.2019 № 336-ФЗ)
3. Органы местного самоуправления осуществляют в предел=
ах
своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, включ=
ая
мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
(Дополнение статьей - Федеральный закон
от 28.12.2016 № 465-ФЗ)
Статья 122.
Основания для включения организации в реестр организаций отдыха детей и их
оздоровления и исключения организации отдыха детей и их оздоровления из
указанного реестра
1. Основанием для включения организаци=
и в
реестр организаций отдыха детей и их оздоровления является осуществление
деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей или намерение
осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательством Российск=
ой
Федерации при наличии условий для ее осуществления, что подтверждается
представлением в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Россий=
ской
Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей сведений,
предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Организации для включения в реестр
организаций отдыха детей и их оздоровления представляют в уполномоченный ор=
ган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отд=
ыха
и оздоровления детей следующие сведения:
фамилия, имя, отчество (при наличии)
руководителя организации отдыха детей и их оздоровления либо индивидуального
предпринимателя;
копии учредительных документов организации
отдыха детей и их оздоровления, заверенные в установленном порядке;<=
/span>
полное и сокращенное (если имеется)
наименования организации отдыха детей и их оздоровления, а в случае, если в
учредительных документах организации отдыха детей и их оздоровления
наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или=
) на
иностранном языке, также наименование организации отдыха детей и их
оздоровления на этом языке (для юридических лиц);
адрес (место нахождения) организации отдыха
детей и их оздоровления, в том числе фактический адрес, контактный телефон,
адреса электронной почты и официального сайта в сети "Интернет" (=
при
наличии);
организационно-правовая форма и тип организ=
ации
отдыха детей и их оздоровления;
идентификационный номер налогоплательщика;<=
/span>
оказываемые организацией отдыха детей и их
оздоровления услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе=
по
размещению, проживанию, питанию детей;
дата ввода в эксплуатацию объектов (зданий,
строений, сооружений), используемых организацией отдыха детей и их оздоровл=
ения
(для организаций отдыха детей и их оздоровления стационарного типа);=
сведения о наличии санитарно-эпидемиологиче=
ского
заключения о соответствии деятельности в сфере организации отдыха и
оздоровления детей, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровле=
ния,
санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также дата выдачи указанного
заключения;
информация о результатах проведения органам=
и,
осуществляющими государственный контроль (надзор), плановых и внеплановых
проверок в текущем году (при наличии) и в предыдущем году;
сведения о наличии лицензии на медицинскую
деятельность либо договора об оказании медицинской помощи, заключаемого меж=
ду
организацией отдыха детей и их оздоровления и медицинской организацией;
сведения о наличии лицензии на осуществление
образовательной деятельности (в случае осуществления организацией
образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательн=
ым
программам, основным программам профессионального обучения);<=
span
style=3D'font-size:13.5pt;line-height:125%;color:#333333'>
сведения об обеспечении в организации отдыха
детей и их оздоровления доступности услуг для детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья, в том числе условий для хранен=
ия
лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных
продуктов лечебного питания, передаваемых в указанную организацию родителями
или иными законными представителями ребенка, нуждающегося в соблюдении пред=
писанного
лечащим врачом режима лечения (в случае приема данных категорий детей в
организацию отдыха детей и их оздоровления).
3. В реестр организаций отдыха детей и=
их
оздоровления подлежат включению организации отдыха детей и их оздоровления и
(или) их филиалы, индивидуальные предприниматели в соответствии с общими
принципами формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их
оздоровления.
4. Основаниями для отказа во включении
организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления являются:=
span>
непредставление сведений, предусмотренных
пунктом 2 настоящей статьи;
представление недостоверных сведений,
предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в случае выявления уполномоченн=
ым
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организ=
ации
отдыха и оздоровления детей нарушений законодательства Российской Федерации=
в
сфере организации отдыха и оздоровления детей, которые могут повлечь причин=
ение
вреда жизни и здоровью детей, находящихся в организации.
5. Уполномоченный орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровле=
ния
детей в течение 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных
пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение о включении организации в рее=
стр
организаций отдыха детей и их оздоровления либо об отказе во включении
организации в указанный реестр.
6. Организация отдыха детей и их
оздоровления обязана уведомить уполномоченный орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления дет=
ей
об изменении сведений о данной организации, внесенных в реестр организаций
отдыха детей и их оздоровления, в течение 10 рабочих дней со дня возникнове=
ния
таких изменений. Документы, подтверждающие достоверность таких изменений, м=
огут
быть представлены в форме электронных документов. Уполномоченный орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отд=
ыха
и оздоровления детей в течение 10 рабочих дней со дня поступления уведомлен=
ия
об изменении сведений и документов, подтверждающих достоверность таких
изменений, вносит изменения в сведения об организации отдыха детей и их
оздоровления, содержащиеся в указанном реестре.
7. Основаниями для исключения организа=
ции
отдыха детей и их оздоровления из реестра организаций отдыха детей и их
оздоровления являются:
прекращение деятельности в сфере организации
отдыха и оздоровления детей, в том числе в случаях исключения организации
отдыха детей и их оздоровления из единого государственного реестра юридичес=
ких
лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по
основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесения
изменений в учредительные документы организации отдыха детей и их оздоровле=
ния,
если такие изменения повлекут невозможность осуществления деятельности в сф=
ере
организации отдыха и оздоровления детей;
систематическое нарушение организацией отды=
ха
детей и их оздоровления требований настоящего Федерального закона, иных
федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, невыполнение в
установленный срок предписаний, выданных органами государственного контроля
(надзора), об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в
сфере организации отдыха и оздоровления детей, которые могут повлечь причин=
ение
вреда жизни и здоровью детей, находящихся в организации отдыха детей и их
оздоровления, и которые выявлены по итогам проведения плановых и внеплановы=
х проверок
указанной организации;
выявление уполномоченным органом исполнител=
ьной
власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровле=
ния
детей недостоверных сведений об указанной организации и (или) ее филиале,
представленных для включения в указанный реестр, свидетельствующих об
отсутствии необходимых условий для осуществления деятельности в сфере
организации отдыха и оздоровления детей.
(Дополнение статьей - Федеральный закон
от 16.10.2019 № 336-ФЗ)
Статья 123.
Последствия исключения организации из реестра организаций отдыха детей и их
оздоровления
1. В случае исключения организации из
реестра организаций отдыха детей и их оздоровления при отсутствии угрозы
причинения вреда жизни и здоровью детей организация завершает исполнение об=
язательств
по обеспечению отдыха и оздоровления детей, если на момент исключения из
реестра она приступила к их исполнению.
2. В случае принятия решения об исключ=
ении
организации, приступившей к исполнению обязательств по обеспечению отдыха и
оздоровления детей, из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления п=
ри
наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей уполномоченный орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отд=
ыха
и оздоровления детей совместно с заинтересованными территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти и иными уполномоченными органами в
соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках своих полном=
очий
принимают меры по предотвращению причинения такого вреда, а также (при
необходимости) по доставлению детей их родителям или иным законным
представителям.
3. В случае, предусмотренном пунктом 2
настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, приня=
вший
решение об исключении организации из реестра организаций отдыха детей и их
оздоровления, незамедлительно уведомляет об этом соответствующие
государственные органы.
4. Организация, исключенная из реестра
организаций отдыха детей и их оздоровления, в случае, предусмотренном пункт=
ом 2
настоящей статьи, обязана принять меры по предотвращению причинения вреда ж=
изни
и здоровью детей, а также содействовать уполномоченным органам в принятии
соответствующих мер.
(Дополнение статьей - Федеральный закон
от 16.10.2019 № 336-ФЗ)
Статья 124.
Обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в с=
фере
организации отдыха и оздоровления детей
В целях обеспечения соблюдения требований
законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровл=
ения
детей федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
государственный контроль (надзор) в соответствии с установленными полномочи=
ями,
и их территориальными подразделениями осуществляется государственный контро=
ль
(надзор) в соответствующей сфере деятельности по вопросам, связанным с
образовательной, трудовой, транспортной деятельностью, защитой прав
потребителей и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения,
безопасностью людей на водных объектах, выполнением требований пожарной
безопасности на объектах отдыха и оздоровления детей, качеством и безопасно=
стью
медицинской деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления, в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный
закон от 16.10.2019 № 336-ФЗ)
Статья 125.
Межведомственная комиссия по вопросам организации отдыха и оздоровления дет=
ей
1. Решением высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) создается
межведомственная комиссия по вопросам организации отдыха и оздоровления дет=
ей,
в состав которой включаются представители законодательного (представительно=
го)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организа=
ции
отдыха и оздоровления детей, органа исполнительной власти субъекта Российск=
ой
Федерации, осуществляющего государственный надзор в сфере образования,
представители территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих но=
рмы
трудового права, федеральный государственный надзор в области защиты прав
потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надз=
ор,
федеральный государственный пожарный надзор, государственный контроль качес=
тва
и безопасности медицинской деятельности, а также обеспечивающих безопасность
людей на водных объектах, представители органов местного самоуправления,
уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, и
утверждается регламент ее деятельности.
Решением высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) в состав межведомстве=
нной
комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей могут включать=
ся
представители общественных объединений.
2. К полномочиям межведомственной коми=
ссии
по вопросам организации отдыха и оздоровления детей относятся:
содействие координации деятельности органов,
организаций и лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи;
выезд к месту фактического оказания услуг по
организации отдыха и оздоровления детей в случае предоставления членами
межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления дет=
ей
информации о предоставлении таких услуг организацией, не включенной в реестр
организаций отдыха детей и их оздоровления, а также информации,
свидетельствующей о возможных нарушениях законодательства Российской Федера=
ции
в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
проведение информационно-разъяснительной ра=
боты
с руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе в
форме ежегодных семинаров;
мониторинг состояния ситуации в сфере
организации отдыха и оздоровления детей в субъекте Российской Федерации;
анализ результатов мероприятий по проведению
оздоровительной кампании детей за летний период и по итогам календарного го=
да;
разработка мероприятий, программ и предложе=
ний
по повышению эффективности организации отдыха и оздоровления детей;<=
/span>
информирование населения о результатах своей
деятельности, в том числе путем размещения информации на официальном сайте
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высше=
го
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации=
) в
сети "Интернет".
3. Межведомственная комиссия по вопрос=
ам
организации отдыха и оздоровления детей вправе направлять в уполномоченный
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организац=
ии
отдыха и оздоровления детей предложения об исключении организаций отдыха де=
тей
и их оздоровления из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления при
наличии оснований, предусмотренных пунктом 7 статьи 122
настоящего Федерального закона.
(Дополнение статьей - Федеральный закон
от 27.12.2019 № 514-ФЗ)
Статья 126.
Региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуально=
стью
и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления=
span>
1. Региональный государственный контро=
ль
(надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организаци=
ях
отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха д=
етей
и их оздоровления, осуществляется органом государственной власти субъекта
Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Предметом регионального
государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полн=
отой
сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в рее=
стре
организаций отдыха детей и их оздоровления, является соблюдение такими
организациями требований к достоверности, актуальности и полноте сведений о
них, представляемых для включения в указанный реестр.
3. Организация и осуществление
регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью,
актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их
оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их
оздоровления, регулируются Федеральным законом от 31 и=
юля
2020 года № 248-ФЗ
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации".
4. Положение о региональном
государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полно=
той
сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в рее=
стре
организаций отдыха детей и их оздоровления, утверждается высшим исполнитель=
ным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации.=
(Дополнение статьей - Федеральный закон
от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при
формировании социальной инфраструктуры для детей
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по
вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учиты=
вают
нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие
нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются=
с
учетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если и=
ное
не установлено законодательством соответствующего субъекта Российской
Федерации.
2. Принятие федеральным органом исполнительной власти,
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом
местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении
назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей,
являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о
реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных
организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на
основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого
решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и
оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболевани=
й у
детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о
реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объек=
та
социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной
собственностью, а также о реорганизации или ликвидации федеральных
государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей,
включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последств=
ий
такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о
реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объек=
та
социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственно=
стью
субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о
реорганизации или ликвидации государственных организаций субъекта Российской
Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру =
для детей,
включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последств=
ий
такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции Федерального закона от 02.07.2013&=
nbsp;№ 185-ФЗ)
3. Имущество, которое является государственной
собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудова=
ние
и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры д=
ля
детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено =
для
целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинс=
кой
помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социальн=
ого
обслуживания детей, может использоваться только в данных целях. (В редакции
федеральных законов от 21.12.2004 № 170-ФЗ;
от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
Имущество, которое является собственностью субъекта Российск=
ой
Федерации и предназначено для целей образования, развития, отдыха и
оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики
заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей,
используется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации=
и
законодательством субъекта Российской Федерации. =
(В редакции федеральных законов
от 21.12.2004 № 170-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-Ф=
З)
4. Если государственная или муниципальная организация,
образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в
безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключ=
ению
договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать
проводимая учредителем в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи,
оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения
жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказ=
ания
им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защи=
ты и
социального обслуживания.
Договор аренды и договор безвозмездного пользования не могут
заключаться, если в результате проведенной оценки последствий их заключения
установлена возможность ухудшения указанных в абзаце первом настоящего пунк=
та
условий.
Требование о проведении оценки последствий
заключения договоров, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не
распространяется на случаи заключения государственной или муниципальной
профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией
высшего образования таких договоров в целях, предусмотренных пунктами =
2, 5
(в части организации и создания условий для занятия обучающимися физической
культурой и спортом) и 8 части 1 статьи 41 Федерального закона =
span>от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации", а также на случай,
указанный в части 3 статьи 41 указанного Федерального закона. (В ред=
акции
Федерального закона от 05.04.2021 № 77-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона
от 04.06.2018 № 136-ФЗ)
5. Порядок изменения назначения имущества, которое явля=
ется
муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооруже=
ния,
оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение
которого связано с целями образования, развития, отдыха и оздоровления дете=
й,
оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социаль=
ной
защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного
самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменен=
ия
назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей. (В редакции
федеральных законов от 21.12.2004 № 170-ФЗ;
от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
6. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.0=
8.2004 № 122-ФЗ)
7. Изменение формы собственности имущества, которое
относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является
государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в
установленных законом порядке. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и
агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию
1. Органы государственной власти Российской Федерации
принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации,
наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числ=
е от
национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной
продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукци=
и,
от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенст=
ва,
от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей
нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной
продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость,
наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. (В ред=
акции
федеральных законов от 21.07.2011 № 252-ФЗ,
от 29.06.2013 № 135-ФЗ, от 31.07.2020 № 303-Ф=
З)
2. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред=
их
здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29=
декабря
2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к
распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществле=
нию
классификации информационной продукции, ее экспертизы, фед=
ерального
государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства
Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здор=
овью
и (или) развитию. (В редакции федеральных законов
от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-Ф=
З)
3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоро=
вья,
нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке,
определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная,
психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных
игр, игрушек и игровых сооружений для детей. (В редакции Федерального закона
от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
Статья 141. Меры по содействию физическому,
интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей
1. В целях содействия физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них
навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ор=
ганы
местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприят=
ные
условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций,
организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для
детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").
2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о
здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих
детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развити=
ю,
охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содейс=
твию
их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с
участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием
детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальном=
у,
психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указан= ным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.<= o:p>
3. Законами субъектов Российской Федерации в целях
предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому,
интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут
устанавливаться:
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возр=
аста
18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граж=
дан,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального
характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в дру=
гих
местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, =
и в
иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их
физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному
развитию; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 179-ФЗ=
)
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возр=
аста
18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадио=
нах,
в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (=
на
территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые
предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также =
для
реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или
пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке пред=
усмотрена
розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без
сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих
мероприятия с участием детей; (В редакции Федерального закона
от 29.06.2015 № 179-ФЗ)
порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц,
осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел=
в
случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем
настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок
доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам,
осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указа=
нных
лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих
незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в
специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социаль=
ной
реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с пункт=
ом 3
настоящей статьи вправе:
определять с учетом культурных и иных местных традиций места,
нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому,
интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и
общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей
без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющ=
их
мероприятия с участием детей;
сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий но=
чное
время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения
родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с
участием детей, в установленных общественных местах;
снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст
детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в
установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их
заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не
более чем на два года.
5. Установление субъектами Российской Федерации в
соответствии с абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи мер по недопущению
нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без
сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих
мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования
осуществляется с учетом заключаемых соглашений между субъектами Российской
Федерации о порядке применения этих мер, если маршруты следования указанных
транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов Российс=
кой
Федерации.
6. Для оценки предложений об определении мест, нахожден=
ие в
которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальн=
ому,
психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в кото=
рых
в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей
(лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием де=
тей,
создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности
таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российск=
ой
Федерации.
7. Органы местного самоуправления с учетом положений
настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской
Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального
образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3
настоящей статьи не допускается.
8. Законами субъектов Российской Федерации за несоблюде=
ние
установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими),
лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими
лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, мер по содействию физическому,
интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и
предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная
ответственность.
(Дополнение статьей - Федеральный закон
от 28.04.2009 № 71-ФЗ)
Статья 142. Меры по противодействию торговле
детьми и эксплуатации детей
1. Органы государственной власти Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местно=
го
самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по противодействию
торговле детьми и эксплуатации детей.
2. Органы государственной власти Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местно=
го
самоуправления в соответствии с их компетенцией принимают меры по оказанию
необходимой педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи
жертвам торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их
заменяющим).
3. Общественные объединения (организации) и иные
некоммерческие организации могут оказывать содействие органам государственн=
ой
власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мер по
противодействию торговле детьми и эксплуатации детей, оказанию необходимой
педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи жертвам
торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их
заменяющим).
4. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане,
лица без гражданства несут уголовную, гражданско-правовую, дисциплинарную
ответственность за совершение правонарушений, связанных с торговлей детьми и
(или) эксплуатацией детей, в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
5. Юридические лица несут ответственность за создание
условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей, выразившееся в
предоставлении помещений, транспортных средств или иных материальных средст=
в, в
создании бытовых условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в
оказании услуг, содействующих торговле детьми и (или) эксплуатации детей, л=
ибо
в финансировании торговли детьми и (или) эксплуатации детей, а также за
изготовление, приобретение, хранение, перевозку, распространение, публичную
демонстрацию, рекламирование материалов или предметов с порнографическими
изображениями несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российс=
кой
Федерации. Настоящее положение распространяется на иностранные юридические =
лица
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Применение мер ответственности к юридическому лицу за
правонарушения, связанные с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей,
изготовлением и (или) оборотом материалов или предметов с порнографическими
изображениями несовершеннолетних, не освобождает от ответственности за данн=
ые
правонарушения виновное физическое лицо, равно как и привлечение физического
лица к уголовной или иной ответственности за правонарушения, связанные с
торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей, изготовлением и (или) оборотом
материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетн=
их,
не освобождает от ответственности за данные правонарушения юридическое лицо=
.
(Дополнение статьей - Федеральный закон
от 05.04.2013 № 58-ФЗ)
Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации
1. (Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.0=
8.2004 № 122-ФЗ)
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации =
(за
исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных
образовательных организациях), осуществляется органами государственной влас=
ти
субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов
Российской Федерации. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных
образовательных организациях, осуществляется федеральными органами
государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федера=
ции.
(В
редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящи=
хся
в трудной жизненной ситуации.
2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
3. Общественные объединения (организации) и иные
некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организа=
ции)
в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельнос=
ть
по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответст=
вии
с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными
договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения
(организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие=
или
нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия
должностных лиц органов государственной власти, организаций, граждан, в том
числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальн=
ых
работников и других специалистов в области работы с детьми. (В редакции
Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с
участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при
принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетн=
им,
совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти,
местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципа=
ми и
нормами международного права, нормами, предусмотренными международными
договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с
несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи,
законодательством Российской Федерации.
Обязательными являются обеспечение приоритета личного и
социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменител=
ьных
процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей
возраста и социального положения ребенка.
В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной
ответственности или от наказания с применением принудительных мер
воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных ме=
р,
за исключением такой меры, как помещение в образовательную организацию для
обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в ос=
обых
условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подх=
ода
(специальное учебно-воспитательное учреждение открытого или закрытого типа),
или медицинскую организацию, вправе признать необходимым проведение меропри=
ятий
по социальной реабилитации несовершеннолетнего. <=
span
style=3D'font-size:13.5pt;line-height:125%'>(В редакции федеральных законов
от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-Ф=
З)
Если ребенок, с участием которого или в интересах которого
осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в
педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социаль=
ной
реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру
(действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орг=
ан о
необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о
предпринятых действиях.
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА=
Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, ор=
ганы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарант=
ии
прав ребенка в Российской Федерации
1. Компетенция федеральных органов исполнительной власт=
и,
которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную полит=
ику
в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образова=
ния,
охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия
социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занято=
сти
и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации
детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объедин=
ений
(организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в
соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается
Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. (В редакции
Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
3. Компетенция органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации
государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством
субъектов Российской Федерации.
Статья 161. Уполномоченный при Президенте
Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченный по правам ребенка в
субъекте Российской Федерации
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам
ребенка и уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в
пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов дет=
ей.
(Дополнение статьей - Федеральный закон
от 03.12.2011 № 378-ФЗ) (В редакции Федерального закона
от 27.12.2018 № 562-ФЗ)
Статья 17.
(Статья утратила силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 18.
(Статья утратила силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 19.
(Статья утратила силу - Федеральный закон&nbs=
p;от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 20.
(Статья утратила силу - Федеральный
закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 21. Финансирование мероприятий по реализации
государственной политики в интересах детей
Финансирование федеральных мероприятий по реализации государ=
ственной
политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюдж=
ета,
внебюджетных источников, а также за счет средств бюджетов субъектов Российс=
кой
Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации=
.
(Статья в редакции Федерального закона
от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 22. Государственный доклад о положении детей и
семей, имеющих детей, в Российской Федерации
(Наименование в редакции Федерального закона
от 03.12.2011 № 377-ФЗ)
Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих де=
тей,
в Российской Федерации ежегодно разрабатывается в целях обеспечения органов
государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной
аналитической информацией о положении детей и семей, имеющих детей, в
Российской Федерации и тенденциях его изменения. =
(В редакции Федерального закона
от 03.12.2011 № 377-ФЗ)
Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих де=
тей,
в Российской Федерации представляется Правительством Российской Федерации
палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Структура государственн=
ого
доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации,
требования к содержанию его разделов, системе используемых в нем показателе=
й,
порядок разработки, распространения, в том числе опубликования, предоставле=
ния
для общественного обсуждения путем размещения на официальном сайте федераль=
ного
органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской
Федерации на разработку данного доклада, в сети "Интернет" и
представления результатов общественного обсуждения в Правительство Российск=
ой
Федерации определяются Правительством Российской Федерации. (В редакции
Федерального закона от 03.12.2011 № 377-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона
от 20.07.2000 № 103-ФЗ)
ГЛАВА IV. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА
Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при
исполнении настоящего Федерального закона
1. Родители (лица, их заменяющие), а также педагогическ=
ие,
медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые
осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной
защите и социальному обслуживанию ребенка, содействуют его социальной
адаптации, социальной реабилитации, вправе обратиться в установленном
законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении
ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вре=
да. (В редакции
Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
2. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных
интересов ребенка государственная пошлина не взимается.
ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального за=
кона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня е=
го
официального опубликования.
2. Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9, пункты 3, 4, 6, 7
статьи 13, пункт 3 статьи 15 и пункт 2 статьи 23 настоящего Федерального за=
кона
вступают в силу с 1 июля 1999 года.
3. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в с=
илу
с 1 января 2000 года.
Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящи=
м Федеральным
законом.
Президент Российской
Федерации =
&nb=
sp; Б.Ельцин
Москва, Кремль
24 июля 1998 года
№ 124-ФЗ