Родителям о cоциально-психологическом тестировании обучающихся

    Современный мир – это мир скоростей, стремительного темпа жизни, компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.

    Многие подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни.

    Не только соблазны и искушения современного мира и общества могут нести опасности для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное. Тяга к рискованному поведению – это  часть развития личности, взросления, период, когда еще недавний ребенок должен самостоятельно выйти из привычного, понятного круга семьи и встретиться с внешним миром.

    Подросток хочет стать самостоятельным, считая себя почти взрослым. Взрослым – значит таким, как… Родитель? Блоггер? или иным? Вот и подростку трудно разобраться в моделях взрослости, демонстрируемых ему со всех сторон. Но он точно знает, что быть взрослым – это рисковать.

    Выделяют 2 типа рискованного поведения:

    Первый – когда подросток рискует с целью получения позитивного опыта для дальнейшей самостоятельной жизни. Это рискованное поведение, помогающее развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум, добиваться поставленных целей (вступление в группы, клубы, волонтерские отряды, разделение своих чувств с друзьями, занятия спортом, участие в походах, квестах и др.)

    Второй – поведение, включающее виды деятельности, опасные для жизни и здоровья (курение, употребление, алкоголя, нарушение закона, рискованное поведение). Негативные последствия такого образа жизни их не останавливают.

    Вы скажете, что это точно не про вашего ребенка, и так думают 99% родителей! Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление вашего ребенка обойдется без «второго» типа рискованного поведения.

    Что же необходимо знать родителю для того, чтобы разобраться в данном вопросе?

    Факторы риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение и факторы защиты –  обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.

    Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни, приобретать важные навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. А задача родителей вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.

    С 2013 года во всех образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется процедура, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.

    С какой целью проводится СПТ обучающихся? СПТ позволяет оценить процесс становления личности. Нормальное взросление и развитие – это достижение поставленных целей, получение образования и выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может нарушаться. СПТ позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье.

    СПТ призвано сформировать навыки здорового образа жизни и безопасного поведения.

    С какого возраста проводится СПТ? С 13 лет (с 7 класса) исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей (законного представителя).

    Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.

    Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к рискованному поведению или психоактивным веществам?

    В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо психоактивных веществах.

    Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

    В соответствии с законодательством СПТ является строго конфиденциальным. Личные данные ребенка кодируются.

    Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и несет за нее ответственность по закону.

    Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в зависимое поведение и просим Вас дать согласие на участие в СПТ.

    Более подробную информацию вы узнаете из записи вебинара по ссылке:  https://youtu.be/i7dx4wIL6N0