Психическое развитие дошколят

    Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Она удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.

    С 3 лет появляется потребность в активном общении со сверстниками. В совместных играх ребенок учится соблюдать правила, формировать суть понятий «хорошо» и «плохо», учится новому.

    4-5 лет – возраст «почемучек». Ребенок открыт новым знаниям, ему все любопытно. Старайтесь просто и прямо отвечать на все вопросы малыша, чтобы не погасить в нем интерес к познанию.

    Игра – основной вид деятельности. Малыш начинает проигрывать сюжеты, осваивая, например, человеческие отношения. Продолжайте играть с ребенком дома, через игру ребенок может поделиться с вами сокровенным, выплеснуть эмоции, рассказать о том, как он провел день.

    Если в раннем возрасте ребёнок познавал мир через восприятие, то теперь познание мира происходит через память. Малыш постепенно наращивает объем знаний. Вот почему в этом возрасте, дети так легко изучают несколько языков одновременно, могут запомнить марки всех автомобилей и воспроизвести реплики любимых мультперсонажей. Родителям важно не упускать такую возможность, и как можно больше разговаривать с малышом, читать книжки, разучивать стишки и песни.

    Постепенно малыш учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».

    В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы.

    Возраст от 5 до 7 лет – этап воспитания духа. В познании мира, сначала стоит базовое доверие, потом восприятие человеческого общения, затем ребёнок запечатлевает семейные отношения, и теперь, с 5 до 7 лет, труд становится центром внутреннего внимания ребенка. В различных видах деятельности ребенок становится непосредственным сотрудником взрослого. Очень важно давать возможность ребёнку проявить себя в «деле». Пусть это будут несложные задания: помыть кружку, протереть пыль, собрать игрушки с пола. Важна в этот момент ваша реакция, обязательно нужно искренне поддержать его, тогда ребёнок с удовольствием будет вам помогать. Если что-то не получается, нужно подбодрить и дать возможность исправить ошибку. Так прививается любовь к труду, развивается настойчивость и вера в свои силы.

    В это время формируется умение делать выбор и принимать решение. Хорошо мотивирует дошкольника поощрение, получение награды. Более слабо – наказание, еще слабее – собственное обещание ребенка. Не стоит требовать от дошкольника невозможного, а негативная реакция родителей на невыполненные обещания, может привести к развитию беспечности и необязательности.

    Дошкольник активно усваивает этические нормы общества. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, у него появляются этические переживания.

    Ближе к 7 годам формируется самооценка ребенка, она должна быть завышенной, так как базируется на мнении значимых взрослых. И если любовь родителей безусловна и ребенка принимают таким, какой он есть, ребенок будет воспринимать себя принцем или принцессой. Позже, когда среди значимых взрослых появится первый школьный учитель, и когда ребёнок начнет сравнивать себя с ребятами из класса, самооценка станет адекватной. К тому времени, ребенок научится смотреть на себя со стороны и оценивать свои поступки. А пока самооценка это прямое отражение любви родителей. Любите своих детей просто, потому что они есть!

    Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков

    КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.