Мой ребенок – подросток!

03.06.2020

В период подросткового возраста (10-17 лет) ребенок начинает активно расти. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см, что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.

Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате – недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом. В итоге у ребёнка снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами. Ребенок чувствует себя усталым, не хочет ходить в школу, учиться, прилагать какие-то усилия для получения новых знаний. У всех подростков в пиковый период кризиса снижается успеваемость.

В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем. Частые головные боли, бессонница, повышенная утомляемость, сложности с аппетитом, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности. Обязательно нужно соблюдать режим, высыпаться, желательно, чтобы был дневной сон, и желательно, чтобы подросток посещал спортивную секцию или занимался физическими упражнениями.

По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках.

Подростковый возраст характеризуется частыми перепадами настроения от плаксивости, до агрессивности. Кажущееся неадекватное поведение, психологически оправдано, подросток пытается занять свою нишу в коллективе любыми доступными методами.

Как любой этап в развитии личности, период подросткового возраста не обходится без кризисов.

Кризис самооценки. Если раньше ребёнок опирался на мнение родителей, и самооценка была показателем взаимоотношения родителей и ребёнка, то теперь подросток выстраивает собственную самооценку, сравнивая себя со сверстниками. От внешней оценки подростки переходят к внутренней. Развивается рефлексия.

В 12-13 лет актуальной становится потребность в самоуважении, общем положительном отношении к себе как к личности. К концу подросткового возраста возникает «оперативная самооценка», которая определяет отношение ребенка к себе в настоящее время, подросток сопоставляет свои свойства с нормами.

Кризис независимости. В подростковый период появляется желание быть самостоятельным, ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине. Постепенно отношения с друзьями и противоположным полом начнут пересиливать важность и необходимость получения новых знаний. Полноценное общение со сверстниками в подростковом возрасте намного существеннее для сохранения психического здоровья, нежели такие факторы, как умственное развитие, школьная успеваемость, взаимоотношения с педагогами.

Исследования показывают, что у тех школьников, которые в 12–14-летнем возрасте были ориентированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, причем не только в личных, но и в служебных.

Кризис зависимости. Наблюдается чрезмерное послушание, а также зависимость от сильных и старших. Такой ребенок не хочет взрослеть, боясь столкнуться с трудностями и принимать решения самостоятельно.
К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость).

Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.
Специалисты нашего центра готовы поддержать вас на всех этапах взросления вашего ребенка https://www.psylogia.ru

Материал подготовили Тюляева О. А., Поздеева К.А.