«Я плохой?!»

20.03.2020

Кроха сын к отцу пришел
И спросила кроха:
Что такое хорошо,
И что такое плохо?

Ах, если бы Владимир Владимирович Маяковский мог только предположить, какая «волшебная» воспитательная сила заложена в этих двух, на первый взгляд безобидных социально-оценочных суждениях о человеческом поведении.

И действительно, на первый взгляд все максимально ясно и понятно: обижать тех, кто меньше и слабее – плохо, а защищать – хорошо; Жадничать – плохо, а делиться – хорошо; Слушаться – хорошо, а капризничать – плохо.

И тут ни у кого не возникают вопросы — это прописные истины, которыми нас с воодушевлением «потчуют» наши родители, бабушки и дедушки и прочие взрослые, в общем все, кому не лень. Но давайте все же посмотрим во что может вылиться подобная кормежка и к каким «избыточным массам» деструктивных установок может привести, поскольку очень прочно укореняясь в подсознании малыша, в дальнейшем они будут составлять основу его жизненной программы.
Злиться, ругаться, драться не хорошо. Хорошие дети так не делают!
В результате вскармливаем слабого, забитого трусишку, для которого будет весьма проблематично даже себя защитить, не говоря уже о том, чтобы заступиться за кого – то другого, например кто слабее, или младше.
2. Плохо говорить «Я хочу!», выделяться и проявлять себя. Так поступают только эгоисты!.
В итоге получаем закомплексованного, неуверенного, зажатого, забитого, не имеющего своего мнения, не смеющего даже заикнуться о своих желаниях или потребностях человека. Что уж там говорить о том, чтобы отстоять их и который, в случае малейшей неудачи или оплошности, готов самозабвенно впадать в самоуничижение или самобичевание.
В моей практике был случай, когда ребенок боялся с урока в туалет отпроситься, потому что «… нельзя учителя перебивать»…
3. Плохо быть непослушным, безответственным и невоспитанным. Хорошие дети ведут себя по-другому!
В результате «кормления» ребенка подобными установками, может вырасти гиперответственный, гиперконтролирующий, тревожный ребенок поскольку, как правило, у него формируются очень завышенные ожидания и требования к себе, которые зачастую не оправдываются. А на этой «благодатной почве» легко возникает чувство вины, которое в свою очередь может перерасти в аутоагрессию в различных ее проявлениях.
4. Ну и, пожалуй, плохо … А вот тут я поставлю многоточие, потому что таких ПЛОХО может быть бесконечное множество, и перечислить все из них тут просто не получится.
Выше я указала самые распространенные. Но к сожалению воображение родителей, творящих различные установки безгранично. Но увы и ах, иногда родители направляют его совершенно не в то русло.

Следует также подчеркнуть один важный нюанс — кроме уже указанных негативных последствий, любые оценочные родительские установки несут в себе еще один деструктивный смысл – это условности.

Условие — это та великая сила, которая очень легко может превратить здорового, счастливого, спонтанного, успешного, уверенного ребенка в робото-подобное существо с жесткой установкой «меня будут любить только если я …». И вот этих «если» в голове у ребенка может быть несчетное количество, зерна которых с самого детства сеют самые близкие и родные люди, и прежде всего родители.

В завершении хочется вновь обратиться к поэзии, еще раз вспомню стихотворение В. В. Маяковского, к которому уже обращалась в самом начале. Заканчивается оно такими строками:

Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду делать хорошо,
и не буду — плохо».

Вот если бы в жизни было бы так, как в книжке. Но к сожалению обычно все происходит по-другому. В реальности ребенок, счастливо шествующий после разговора с родителями, может понять все очень буквально, не обдумать сказанное и транслировать эти мысли на свою жизнь в очень утрированной форме. Поэтому то, что вы говорите своему ребенку имеет большую ценность и влияет на всю его жизнь.

Автор: педагог-психолог Носкова Анна