Как ребенка научить читать? Советы от логопеда

02.03.2020

Не секрет, что подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, уже умеют читать. И нередко учить читать своих детей приходится родителям. При этом многие сталкиваются с трудностями, иногда совершают ошибки.

В логопедической практике существуют методики обучению чтению детей с нарушениями речи. Так как этим детям труднее научиться читать, писать и риск дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письменной речи) у них выше. Так вот оказывается, что все эти приёмы и методы прекрасно работают и с детьми без особенностей речевого развития и приводят к высоким результатам.

Итак, что это за приёмы?

Буквы называются как звуки.
При знакомстве с буквой называем не её «алфавитное» название (эм, пэ), а тот звук, который она обозначает (м, п). Иначе мы можем получить «котэ» вместо «кот». Алфавит изучается только после того, как ребенок освоил послоговое чтение.

Печатай!
Буквы изучаются только в печатном виде. Давая задание ребенку лучше говорить «напечатай», а не «напиши», что бы потом не было путаницы между печатными и прописными буквами.

Красный, синий, зелёный.
Гласные буквы обозначаем красным цветом, твёрдые согласные – синим, а мягкие согласные – зелёным.

Буквы – отдельно, картинки – отдельно.

В азбуках рядом с буквой, как правило, идёт картинка, например, Б- баран. Это неправильно. Рисунки могут отвлекать зрительное внимание ребёнка.

Держим карандаш правильно!

Начинать писать буквы лучше простым карандашом с мягким грифелем. Толстый треугольный карандаш малышу будет удобнее держать. И следите за правильным положением пальчиков при захвате карандаша. Переучивать всегда сложнее, чем учить!

Увидеть, услышать, потрогать.

Информацию из внешнего мира мы получаем через зрение, слух, осязание. Старайтесь, что бы во время занятия были задействованы эти виды деятельности. Буквы можно читать, называть, петь, писать, вырезать, лепить, клеить, скручивать из проволоки, выкладывать из мелких предметов, ощупывать с закрытым глазами и т.д.

Раз – клеточка, два- клеточка.

Для письменных заданий нужно использовать тетрадь в крупную клетку. При этом обращайте внимание, что каждая буква пишется в своём «домике» — клеточке.

Учимся «сливать» буквы
Вначале научите читать ребенка обратные слоги, типа «АМ», а затем поменяйте буквы местами и скажите: «М и А слитно читаются МА». При этом обращайте внимание ребенка на то, какая буква стоит на первом месте, какая на втором.

Настенная письменность

Повесьте на стену магнитную доску с буквами и вывешивайте на неё изученные буквы, в идеале они должны быть красного (гласные) и синего (согласные) цветов. Затем составляйте из изученных букв вначале слоги, а затем и слова. Не торопитесь – в день изучайте не больше одной буквы.

Хорошее настроение!

Занятие с малышом должны быть веселыми, творческими, приносящими радость малышу и взрослому. Подключите творческое мышление, проявляйте фантазию, смейтесь, ни в коем случае не заставляйте ребенка, ведь учиться – это весело!

Паршина Светлана Валерьевна, учитель-логопед.